Евтушенко Евгений Александрович

 

Зиминская земля  богата поэтами. Евгений Евтушенко благодаря своему поэтическому таланту получил мировую известность и всеобщее признание. Зима – поэтическая столица Евгения Евтушенко. Родился поэт в 1933 году в семье геологов. Учился в  Литературном институте им. Горького, но в 1957 г. исключен за выступление в поддержку В. Д. Дудинцова. С 1990-х г.г. преподает русскую поэзию в университетах и колледжах США. Печатается с 1949. Первая книга стихов «Разведчики грядущего» (1952). Автор  более 40 поэтических сборников: «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1956), «Взмах руки»  (1962), «Катер связи» (1966), «Идут белые снеги» (1969), «Поэт в России больше, чем поэт» (1973), «Граждане, послушайте  меня..» (1989), «Я прорвусь в двадцать первый век» (2001),        

«Стихи 21 века» (2006). Поэтом написаны следующие поэмы: «Братская ГЭС», «Под кожей статуи свободы» (1968), «Казанский университет» (1970), «Мама и нейтронная бомба».

Он автор двух романов «Ягодные места»» и «Не умирай прежде смерти».

Составил антологию русской поэзии 20 в. «Строфы  века». Снялся в фильмах по собственным сценариям:     «Детский сад» (1983), сыграл роль К.Э Циолковского в художественном фильме «Взлет». Произведения Е. Евтушенко переведены на многие языки мира, лауреат Государственной премии СССР (1984).Умер 1 апреля  в 2017г.

 

« И как бы мог любить я Кубу»

 

И как бы мог любить я кубу

ее оливковую куртку,

ее деревья и дома.

Когда бы нежно и кристально

Я, как Есенин мать – крестьянку

Не обожал тебя,

Мое любое возвращенье

К тебе - всегда,

Как возрожденье.

И с новым смыслом каждый раз,

И вот - в Зиме я вновь сейчас.

 

*********

Сойти на станции Зима.

Еще в вагоне всматриваться издали,

Открыв окно, в знакомые мне исстари

С наличниками древними дома.

И соскочив с подножки на ходу,

По насыпи хрустеть нагретым  шлаком,

Где станционник возится со шлаком,

на все лады ругая духоту.

где утки прячут головы в ручей,

где петухи трубят зарю с насеста

где выложены звезды у разъезда

из белых и из красных кирпечей.

Идти по пыльным доскам тротуара,

где над крыльцом райкомовским часы,

где за оградой старого базара

шуршат овсы и звякают весы,

где туеса из крашеной коры

с брусникой влажной на прилавках низких.

где масла ярко-желтые шары

в наполненных водой цветастых мисках..

Увидеть те же птичьи гнезда в нише

у так знакомых выцветших ворот,

и тот же дом- ее выше и не ниже,-

и досками заплатанный заплот,

и тот же прислоненный к печке веник,

и «гриб» все в той же банке на окне,

и ту же щель в расшатанных ступенях,

где шампиньоны в темной глубине….

Поднять, как встарь, какую-нибудь гайку,

зажатье в счастливом кулаке,

и мчать по склону, осыпая гальку.

к туманами окутанной Оке.

и сарану ища, бродить по рощице

тропой, заросшей гущею хвоща,

и помогать веснушчатой паромщице,

с оттяжкой трос лоснящийся таща.

Старинный мед оценивать по качеству

на песке, стоящей над прудом.

И на телеге медленно покачиваться,

коня лениво трогая прутом.

И проходить брусничными местами

С мальчишеской ватагой гулевой

И с удочками слушать под мостами,

как поезда гремят над головой.

Смеясь- В траву, стянуть рубашку с тела,

Припасть к воле на горном берегу

вдруг понять, как мало в жизни сделал,

как  много в жизни сделать я могу.

1963г.