Курзенков Александр Георгиевич

(1920 - 1945)

Герой Советского Союза

Александр Георгиевич Курзенков родился 12 сентября 1920 г. в городе Зиме. В 1922 году семья переезжает в Подмосковье, в город Наро-Фоминск, где он окончил школу-семилетку, ФЗУ.

Работал токарем, одновременно учился в аэроклубе.

В Советской Армии с 1939 года, в мае 1941г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище и через месяц уже принял боевое крещение.

В январе 1942 года А.Г. Курзенков стал пилотом бомбардировщика 73-го авиаполка Балтийского флота. Он наносил меткие бомбоудары по фашистским кораблям, транспортам на море, по артиллерийским батареям, долговременным укреплениям врага. 9 июля 1942 года экипаж Курзенкова принял участие в бомбоударе по кораблям противника в районе острова Соммерс. Был поврежден сторожевой корабль.,20 июля его бомбы точно легли в расположении артиллерийской батареи в районе Урицка.

Военная необходимость заставила летчика изменить профессию. Он стал пилотом-разведчиком. Нашему командованию необходимы были точные данные о расположении оборонительных сооружений под Ленинградом, боевых кораблях врага, о движении к фронту караванов судов, эшелонов техники и войск. Эти сведения могли добыть только опытные летчики, которые сочетали дерзость с риском, смелость с точным расчетом, умели быть неуловимыми для фашистских истребителей. Таким летчиком был и Александр Георгиевич Курзенков.

Особую находчивость и героизм летчик проявил в период прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года. Александр Георгиевич произвел фотосъемку переднего края обороны противника площадью в 280 квадратных километров в районе Невы, за что получил благодарность от командующего Ленинградским фронтом генерала Л.А. Говорова.

Летал Курзенков на отечественной машине Пе-2.

В 1943 году Александр Георгиевич Курзенков стал командиром авиазвена 44-й авиаэскадрильи 15-го разведывательного полка. С февраля по сентябрь он двадцать раз летал на фототразведку. Важным районом разведки был Финский залив. Однажды Курзенков обнаружил противолодочные сети, которыми фашисты пытались закрыть выход из финского залива нашим кораблям и дважды сфотографировал их. За выполнение этого важного задания Александр Георгиевич Курзенков был награжден орденом Красного Знамени.

Имя Курзенкова и его боевых товарищей стало известно летчикам всей Балтики. Обратили внимание на бомбардировщика под номером сорок и гитлеровцы, они охотились за разведчиком.

Тридцать раз они встречались с фашистскими истребителями, умелым маневром уходили из-под обстрела, а тринадцать раз приходилось принимать бой. Действия летчика в разведке были высоко оценены командованием. 22 января 1944 года А.Г. Курзенков и штурман Г.И. Давыденко стали Героями Советского Союза.

За короткое время Александр Георгиевич Курзенков освоил специальность истребителя - разведчика. Он получил новейшую машину Як-9. Количество самолетовылетов довел до 250. Четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и несколькими медалями была отмечена его доблесть. Но не пришлось увидеть нашему земляку свет победы.

Погиб 8 мая 1945 г. в районе Лиепаи при выполнении боевого задания.

Живет в народе память о герое. Именем его названо Лиепайское техническое училище №7. В городе Зиме одна из улиц города носит его имя.

 

Награды:

Герой Советского Союза:

Четыре ордена Красного Знамени;

Орден Ленина:

 

Литература:

Курзенков Александр Георгиевич // Бухаров А.А. Зиминская быль. - Иркутск, 1963. - С. 136.

Курзенков А.Г. // Бухаров А.А. Незабываемые годы. - Саянск: Политон, 1995. - С. 23-25.